Уже второй год такие встречи, инициированные администрацией города, проходят в актовом зале ноябрьского колледжа. Тема лекции-беседы на этот раз «Первичная деструктивная субкультура аниме». Речь шла о постепенном вовлечении детей в различные субкультуры деструктивного характера (руферы, косплей, колумбайн и др.) через просмотры аниме-сериалов.
Например, руферы – это любители высоты, «путешественники» по опасным крышам. По словам Валерия Горшунова, подростков гонит на крыши притягательный образ красивого героя или героини из аниме-сериала, которые часто стоят на крыше небоскреба. Через физиологический процесс – импринтинг (закрепление в памяти определенных моделей поведения или образов) у детей происходит прямое визуальное построение: чтобы быть красивым, успешным, нужно проводить время на крыше. Дети в возрасте 7-12 лет все свои стереотипы поведения воспринимают через картинку и просто верят в этот визуальный образ. Поэтому путешествия по крышам становятся для них элементом престижного поведения. Со временем из-за регулярных посещений крыш у многих начинает вырабатываться адреналиновая зависимость. Они начинают искать новые высоты, чтобы получить больше эмоций от процесса нахождения в опасности. Оканчиваются такие путешествия зачастую трагедией.
Косплей – еще одна субкультура, появившаяся от подражания аниме-героям. Суть ее в том, что ребята переодеваются в костюмы и отыгрывают характер, мимику персонажей аниме. Опасно это тем, что в какой-то момент может произойти ломка гендерного поведения, поскольку в аниме-сериалах нередко главными героями являются подростки с аномальным гендерным поведением. Кроме того, помимо суицидального поведения и смены гендерной направленности, может пропагандироваться убийство других людей.
Другая опасная молодежная субкультура, о которой рассказывал Валерий Горшунов, – колумбайн. Это расправа над одноклассниками и учителями как способ выражения протеста, ненависти. Как правило, данному явлению подвержены ребята, которые не могут себя защитить и становятся посмешищем для всего класса. У них появляется своя «революционная» и, по их мнению, «справедливая» идеология. Цель, которую они зачастую преследуют, – показать свою значимость и «остаться в истории». К слову, социально приемлемым такое поведение также делают аниме.
Что с этим делать? По мнению лектора, деструктивную субкультуру нужно вытеснять конструктивной. Например, проецировать внимание ребенка на общие с папой/мамой интересы (моделирование, конструирование, шитье, кулинария и пр.). У студентов это могут быть интересные встречи, различные конкурсы и фестивали.
В целом же, уверен Валерий Горшунов, до третьего класса не рекомендуется покупать детям гаджеты, а для связи иметь кнопочный телефон либо телефон-часы. Родителям надо быть внимательными, не оставлять ребенка в этом возрасте наедине с компьютером, телефоном, планшетом, контролировать, что смотрит ребенок, иметь с ним доверительные отношения.